Порядок затяжки болтов

Порядок затяжки болтов очень важен при установке любой детали. Если один болт, то тут не возникает каких вопросов, если болта 2, то можно начинать с любого. Если болтов больше, то уже необходимо тянуть их в определенном порядке. Рассмотрим порядок затяжки болтов и гаек на конкретных примерах.

Колеса автомобиля

Крепление колеса современного легкового автомобиля осуществляется 4-6 болтами (гайками). Если нарушить порядок затяжки, то диск колеса неравномерно прижмется к ступице, что может привести к ослаблению затяжки, или даже к полному откручиванию колеса во время поездки. Ниже представлены схемы крепления и стрелочками показан порядок.

Порядок затяжки болтов

Рекомендуется проводить затяжку в три этапа. На первом этапе усилием пальцев рук закручиваем каждый болт и следим, чтобы сферы болтов четко сели в отверстия. На втором этапе затягиваем ключом до половины затяжки, и затем в том же самом порядке производим окончательную протяжку. Не помешает и проверить затяжку, проехав незначительное расстояние.

Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров

Порядок затяжки болтов головки подразумевает равномерное прилегание ГБЦ к блоку. На рисунке снизу представлен порядок затяжки болтов ГБЦ на примере 4-х цилиндрового двигателя.

Порядок затяжки болтов головки

Это порядок затяжки болтов ГБЦ на ВАЗ 2105-2107. Такой порядок обеспечивает как бы разглаживание «волны» от середины к краям. Точно такой же порядок затяжки болтов клапанной крышки, отличие только в том, что на некоторых машинах клапанная крышка притягивается гайками.

При затяжке болтов головки блока цилиндров, помимо порядка затяжки, также необходимо знать усилие. Про усилие затяжки мы поговорим в статье «Момент затяжки болтов ГБЦ».

Заключение

В целом нужно запомнить – Если болты расположены по кругу, или их 4 штуки в две линии, то тянем «Крест на крест», если болты расположены в линии, то тянем сначала середину, потом ряд слева, далее ряд справа, снова слева и т.д. Все болты нужно тянуть за 2-3 затяжки, сначала просто наживляем, затем на треть — половину усилия ключом, затем протягиваем окончательно и осуществляем контроль. В некоторых источниках момент затяжки болтов ГБЦ рекомендуют проводить в 3-4 этапа. Нередко бывает так, что после протяжки последнего болта, ослабевает затяжка первого болта, это связано с тем, что прижимаемые поверхности немного деформируются и усилие на первые болты снижается, поэтому контроль протяжки необходим. Не при каких условиях нельзя превышать рекомендуемый момент затяжки болтов, так как можно повредить резьбу в корпусе или оборвать болт (гайку или шпильку).

Комментарии: